В царской России и в советское время с 1734 года до 1925 года нынешних казахов называли киргиз-кайсаками или киргизами, по официальной версии, тогда это делалось, чтобы не путать казахов с казаками, так как до 1734 года казахов называли казаками, а Казахское ханство — Казачьей Ордой.
Как правильно называть казахов?
« Касым-Жомарт Токаев: Все национальности, проживающие в Казахстане, по сути являются единой нацией » — Эксклюзивное интервью президента Республики Казахстан К.К.ТОКАЕВА информационно-аналитическому порталу informburo.kz — Очевидно, что мы должны переосмыслить наши подходы к вопросу межнациональных, межэтнических отношений.
Казахстан был и будет территорией дружбы и согласия. Наш девиз: единство в многообразии. Все национальности, этнические группы, проживающие здесь, по сути являются единой нацией. За рубежом нас знают как казахов, поскольку в названии нашего государства звучит именно это слово. Разумеется, не может быть и речи о покушении на самобытность каждого этноса, постоянно проживающего в Казахстане.
Все они имеют и будут иметь право на изучение и применение своих языков, развитие культур, соблюдение обычаев. В то же время ускоренное развитие должен получить казахский язык, которому в будущем суждено стать по-настоящему языком межнационального общения. Айкын КОНУРОВ, депутат мажилиса – « О нациестроительстве » — Касым-Жомарт Кемелевич в своем интервью сказал, что: « Все национальности, этнические группы, проживающие здесь, по сути, являются единой нацией. За рубежом нас знают, как «казахов», поскольку в названии нашего государства звучит именно это слово ».
- Это прозвучало правильно.
- Но сама ситуация, которая привела к необходимости разъяснения со стороны Президента, появилась вследствие провалов образовательной системы, так и вследствие упущений в информационной работе.
- К сожалению, на протяжении долгого периода населению доступно не разъясняли, что, в формировании нациестроительства в Казахстане, ключевой является идея гражданской нации, а единственным национализмом может быть только государственный или гражданский национализм.
И только с такой точки зрения обретают смысл такие понятия, как национальные интересы, национальная безопасность, национальные проекты. То есть мы считаем, что во главу государственной идеологии необходимо ставить преимущества казахстанского ГРАЖДАНСТВА, как основы нациестроительства.
Что значит слово Калбит?
МИД России подобные памятки для своих граждан, выезжающих за границу, начал публиковать в СМИ с 27 марта. В памятке под заголовком «Вниманию росграждан, направляющихся в зарубежную поездку» пишется об общих элементах поведения, рекомендуемых в целях недопущения нежелательных инцидентов во многих государствах мира. Фрагмент главной страницы Консульского информационного портала МИД России. Во второй части правил «Некоторые особенности поведения и жестикуляции в ряде иностранных государств» касательно пребывания в Казахстане пишут следующее: «В общении казахов между собой возможно употребление нижеследующих эпитетов, имеющих оскорбительное значение, повторение которых росгражданам категорически не рекомендуется.
- «Мамбет» – уничижительное прозвище выходцев из сельской местности.
- Означает «некультурный, малограмотный человек, быдло».
- «Мамбетом» также могут назвать человека, плохо говорящего по-русски.
- «Калбит» – крайне оскорбительное прозвище представителей этносов Центральной Азии.
- «Топас», «акымак» – придурок, дурак, тупой.
«Мырк», «мыркымбай» – недалекий, непутевый человек, неудачник, синоним русского «Ивана-дурака». В обращении к представителям малых народностей страны не приветствуется упоминание их этнической принадлежности, что может быть расценено как высокомерное или пренебрежительное отношение». Гульдархан Смагулова, доктор филологических наук. — Слово «мамбет» часто встречается среди казахов. Русскоязычные граждане, не сведущие в вопросах казахской культуры, стали использовать это слово в отрицательном значении. Другое слово, часто используемое для оскорбления и унижения представителей нации, — «калбит», — говорит Гульдархан Смагулова.
Почему казахов называют Мамбетами?
В казахстанском обществе вполне обычное слово «мамбет» стало оскорбительным. Одни называют мамбетами тех, кто приехал из аула, другие — тех, кто плюется на улице, третьи — людей с консервативными взглядами. Список на этом не заканчивается. Объясняем, что на самом деле значит это слово и почему его не стоит употреблять.
Какой расе относятся казахи?
Типичный казах мужчина из рода аргын Антропологическая характеристика казахского народа В антропологической классификации народов мира казахи относятся к переходной расе, образовавшейся смешением двух больших рас — европеоидной и монголоидной, Важную роль в этногенезе казахов сыграли прежде всего индо-иранские племена древней европеоидной расы эпохи бронзы,
Начиная с 5 в. до н.э. происходило проникновение на территорию современного Казахстана представителей азиатского расового ствола. Метисационный процесс между местными субстратными и пришедшими суперстратными племенами происходил в течение 20 веков. В 14—15 вв. на всей территории Казахстана сложился характерный для современных казахов казахстанский вариант тураноидной расы, с выраженными чертами европеоидной расы.
Соотношение двух компонентов в антропологическом типе современных казахов составляет: европеоидность — около 30%, монголоидность — 70%. Для антропологического типа современных казахов характерны следующие черты: средний рост (у мужчин — 166,2 см, у женщин — 153,6 см) и вес; брахикрания, то есть короткоголовость (показатель у мужчин — 85, женщин — 85,5); высокое (у мужчин 128,5 мм, у женщин — 121,3 мм) и широкое лицо (у мужчин — 148,6 мм, у женщин — 139,3 мм); средне-выступающие скуловые кости и относительно высокая частота прямой спинки носа; умеренно выраженный эпикантус (у мужчин — 21,7%, у женщин — 34,6%).
В одонтологическом отношении казахи занимают промежуточное положение между расами первого порядка. Дерматоглифические исследования (кожный рельеф ладони и пальцев рук) также указывают на то, что казахи находятся на стыке европеоидной и монголоидной рас. Основной вариант распределения групп крови АВО у казахов: О (I) — 34,0%, А (II) — 28,9%, В (III) — 29,5% и АВ (IV) — 7.6%.
Средняя частота гена 0 (ч) — 58,9%, гена А — 20,4%, гена В — 20,8%. По фактору системы MN для казахов типичным вариантом представляется: М — 38,6%, N — 16,4%, MN — 45%. Соотношение частоты гена М (61,1%) больше, чем N(n) (38,9%). Среди казахов установлена малая частота резус-отрицательного фактора (3%).
Как называют казахов обидно?
Шала́-каза́хи, шалаказахи (каз. шалақазақтар, шала қазақтар) — оскорбительное прозвище той части казахского этноса, которая не стремится владеть казахским языком, не уважает казахскую культуру и традиции.
Как здороваться с казахами?
Большая часть жителей Казахстана исповедует ислам, поэтому основной формулой приветствия для казахов, как и для всех других народов исповедующих ислам, является – «Ассалаумагалейкум!» (от араб. «Мир Вам!»), с ответом «Уагалейкумассалам!» (от араб. «Тебе того же желаю!»).
Что означает слово шал?
У казахского народа есть такая пословица: «Если возле дома имеется высокий холм, считай, что имеешь оседланного коня, а если в доме есть почтенного возраста человек, то считай, что имеешь мудреца». — Казахи пожилых мужчин называют «қарт», «шал», «абыз» и т.д. Но большинство из нас не знает значения этих слов. Согласно толковому словарю казахского языка, шал – мужчина старше 60-70 лет. В одном из своих выступлений Бауыржан Момышулы сказал, что есть четыре типа пожилых людей, и слову «шал» дал такое определение: «Шал — это старик, который не может надолго уйти далеко от дома и семьи, который следит за очагом, караулит чужие дома и распространяет политические сплетни».
А про слово «қарт» в толковом словаре написано: «қарт – это пожилой человек, который много видел и много знает». Бауржан Момышулы дал такое определение: «кария — властный старик, который крепко держит в кулаке свою семью и правит своим родом». Старика, который решал споры и конфликты, рассказывал об истории страны, наполненного национальным духом и хорошими качествами, Момышулы назвал «абызом»,
Слово «ақсақал» часто используется у казахов. Правильно ли всех пожилых называть аксакалами? В словаре казахского литературного языка дано определение «Аксакал – пожилой, почтенный мужчина, старик», «Аксакал — опытный, мастер своего дела». Бауыржан Момышулы назвал его «стариком, который заботился о целом ауле».
Как сами себя называют казахи?
В царской России и в советское время с 1734 года до 1925 года нынешних казахов называли киргиз-кайсаками или киргизами, по официальной версии, тогда это делалось, чтобы не путать казахов с казаками, так как до 1734 года казахов называли казаками, а Казахское ханство — Казачьей Ордой.
Где больше всего русских в Казахстане?
Численность и географическое распределение — Расселение русских в странах бывшего СССР. Доли этносов согласно переписи 1989 г., численность населения стран дана на 1994 г. По данным переписи 1989 года в Казахстане самые многочисленные русские сообщества были в таких регионах: в Восточно-Казахстанской обл.
- 64,9 %, Северо-Казахстанской — 64,9 %, Карагандинской — 61,1 %, Алматинской — 43,6 %, Костанайской — 45,2 %, Павлодарской — 42,4 %, Астана — 42,7 % и Кокшетау — 38,5 %.
- После распада Советского Союза в Казахстане осталось 6 млн русских.
- К этому времени на русском языке разговаривало почти всё население, это был не только язык социального продвижения, но и разговорный язык городских казахов,
По данным переписи 1999 года из всего населения республики 6906,5 тысячи человек (46,2 %) владели одним языком, 8 046,6 тысяч человек (53,8 %) — двумя и более. Русским языком владели 12673,4 тысячи человек, или 84,8 % населения республики, из них 4479,5 тыс.
Год | Перепись, человек | % | Год | Оценка, человек | % | Год | Оценка, человек | % |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1897 | 454 402 | н/д | 2011 | 3 753 155 | 22,83 % | 2019 | 3 553 232 | 19,32 % |
1939 | 2 458 687 | 39,97 % | 2012 | 3 726 722 | 22,35 % | 2020 | 3 512 924 | 18,85 % |
1959 | 3 974 229 | 42,69 % | 2013 | 3 702 621 | 21,90 % | 2021, | 3 478 287 | 18,42 % |
1970 | 5 449 826 | 42,42 % | 2014 | 3 685 009 | 21,47 % | 2022 | 3 429 747 | 17,94 % |
1979 | 5 991 205 | 40,80 % | 2015 | 3 666 081 | 21,05 % | |||
1989 | 6 227 549 | 37,82 % | 2016 | 3 644 529 | 20,61 % | |||
1999 | 4 479 620 | 29,96 % | 2017 | 3 619 002 | 20,20 % | |||
2009 | 3 793 764 | 23,70 % | 2018 | 3 588 686 | 19,76 % |
Как появились казахи?
Генетика позволяет ответить на многие генетические вопросы в тех случаях, «когда молчат архивы». Также генетика дает четкие факты, которые историки должны использовать в своих исторических реконструкциях. Поэтому для начала перечислим некоторые генетические и исторические факты, которые не оспариваются другими учеными: 1.
- Кыргызы, как и казахи, относятся к кыпчакской подгруппе тюркской семьи языков.
- Причем, енисейские кыргызы говорили на другом диалекте тюркского языка.
- На основе древнекыргызского языка сформировались хакасский, шорский и другие языки, в то время как сам современный кыргызский язык не является прямым потомком древнекыргызского, а относится к кыпчакской группе языков.
Причем, кыргызы вместе с южными алтайцами и фергано-кыпчакским языком входили в кыргызско-кыпчакскую подгруппу кыпчакской группы тюркских языков. Эти языки появились на стыке двух тюркских языков: средневекового кыпчакского и средневекового кыргызского языков, причем кыпчакский компонент в этих преобладает.
- Таким образом, кыргызский язык ближе казахскому языку, чем хакасскому (прямой потомок древнекыргызского языка).
- Ученые-лингвисты уже доказали, что «к ыргызский язык действительно относится к кыргызско-кыпчакской подгруппе кыпчакской группе тюркских языков » сохраняя в себе определенный енисейско-кыргызский языковый бэкграунд.2.
Команда генетиков изучила аутосомные маркеры разных тюркских народов, Они с помощью нового метода оценили, когда произошло генетическое смешение, которое породило современные народы. Этногенетический коллектив, который стал позже известен как казахи, возник в период между 1230 и 1340 годами.
Здесь все легко объяснимо с точки зрения истории и антропологии. Казахи возникли в улусе Джучи из смешения местных домонгольских кыпчакских и тюркских племен и пришлых монгольских и восточно-тюркских племен XIII века. Кыргызы, согласно генетическим расчетам, как единый этногенетический коллектив, который с тех пор кардинально не менялся, возник около 1340 года,
К сожалению историки не обращали внимания на этот четко установленный факт. Скорее всего эта дата связана с разделением алтайских кыргызов на кыргызов, ушедших на юг, на территорию современного Кыргызстана и на алтайских кыргызов, которые остались на Алтае и стали предками современных южных алтайцев.3.
Команда генетиков изучила палеоДНК древнего населения Евразии и установила, что некоторые образцы связаны с определенной частью кыргызского народа (Исследование BAM-файлов произвел Владимир Таганкин). Ниже мы перечислим четко установленные факты: 3.1. Образец RISE386, относящийся к поселению Буланово-Синташтинской культуры (Южный Урал) « датирован 2298-2045 годами н ашей э ры и относится к субкладу Z2121/S3410+ Z2124+, YP1460+.
YP1460 является позитивным для киргизской ветви ». Данный образец является родственником примерно 40 % современных кыргызов. К этой же группе относятся многие южные алтайцы, малое количество казахов и польско-литовских татар.3.2. Образец RISE495, относящийся к поселению Арбан 1 Карасукской культуры (Хакассия), « п ринадлежит субкладу R-S23592 (Z2124+ Z2125+ Z2122- Z2123-).
Сколько казахов проживает в Европе?
Мустафа Улысхан вот уже 30 лет живет во Франции. Он владелец мастерской по обработке кожи и пошиву одежды. — Наши предки переехали из Китая через Турцию. Мы сейчас близко общаемся с местными жителями, приспособились к их образу жизни, традициям, — говорит этнический казах Мустафа Улысхан.
По данным проживающего в Турции казахского ученого Абдуакапа Кары, первые казахи до Европы добрались двумя разными группами. Первая группа — это казахи, которые ближе к середине прошлого века переехали в Турцию из Китая. Некоторые из них начиная с 1960-х годов обосновались в Германии, во Франции, в Швеции, Голландии и Австрии согласно договору о привлечении иностранных рабочих.
Вторая группа — казахи, которые в 1920–1930–е годы переехали из Казахстана в Афганистан и Иран, а оттуда приехали в Европу в 1980-е годы. Исследователь и автор книги «Казахи Европы» Досан Баймолда говорит, что основная часть казахов в Европе приехала из Турции. Фрагмент обложки книги «Казахи Европы» Досана Баймолды. — Основная часть казахов Европы проживает в Германии и во Франции. В остальных государствах живет очень мало казахов, — говорит исследователь. По данным историка Гульнар Мендыкуловой, в странах Европы также проживают казахи, приехавшие прямо из Казахстана.
— Миграция казахов в Европу началась с переезда Мустафы Шокая (уехал во Францию в 1921 году. — Ред.). Вторая волна казахов-переселенцев в Европе — это казахи, попавшие в плен во время советско-германской войны, третья волна — казахи, переехавшие по долгу службы или делам бизнеса после получения Казахстаном независимости, — говорит ученый.
Историк Гульнар Мендыкулова говорит, что у казахов, попавших в плен во время Второй мировой войны и оставшихся в Европе, нет потомков. Однако исследователь Досан Баймолда не согласен с таким мнением историка. — У бывших военнопленных есть потомки. К сожалению, все они забыли свой родной язык, — говорит автор книги «Казахи Европы».
БЕСПОКОЙСТВО ЗА КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК По словам Досана Баймолды, у казахов Европы хорошее социальное положение, но сложная «ситуация в связи с освоением родного языка». — Существует угроза ассимиляции языка представителей казахской диаспоры в Европе местными языками, — говорит Досан Баймолда. Историк Гульнар Мендыкулова также считает, что проблема родного языка для казахов Европы является одной из сложнейших.
По мнению ученого, причина проблемы кроется в «европейском стиле жизни казахов, которые непрерывно трудятся, и у них не остается времени на общение, беседы на казахском языке». Ученый считает, что есть и другие причины, препятствующие общению казахов друг с другом.
Сколько казахов проживает в Астраханской области?
Астраха́нские каза́хи (каз. астрахандық қазақтар) — крупнейшая региональная община казахов в России и крупнейшее этническое меньшинство Астраханской области, составляющее более 16% её населения.
Почему у казахов узкие глаза?
Возможно, из-за климата Узкую форму глазам народов восточной половины Азии придает особое строение век, прежде всего наличие дополнительной складки верхнего века — эпикантуса. Традиционная версия гласит, что это приспособление к жизни в сухих степях и полупустынях, где необходима защита глаз от пыли, песка и снега, поднимаемых ветром, а также от яркого солнца.
- Косвенно это подтверждается наличием похожей складки у аборигенов южноафриканских пустынь.
- Но нет свидетельств, что монголоидная раса формировалась именно в степях и полупустынях.
- Ряд антропологов считает, что азиатский разрез глаз — одна из случайных особенностей малых популяций, которыми расселялось человечество.
Просто так получилось, что носители именно этого признака стали основателями населения восточной Азии.
Какого цвета глаза у казахов?
Опубликовано: 03 августа 2017, 11:34 Глядя на казахов, иностранцы задаются вопросом «Where are you from?». Внешний облик казахов очень разный — от смуглых с темно-карими глазами до светловолосых с зелеными и голубыми. В подборке представлены девушки с зеленым и голубым цветом глаз.
Первое место занимает самая обсуждаемая женщина Казахстана, продюсер Баян Есентаева. Виртуальный мир покорила модель из Алматы Айя Шалкар. Пользователи восторгаются ее редким цветом глаз, белоснежной кожей и невероятной фотогеничностью. Балетный мир покорила зеленоглазая красавица из Казахстана Лейла Альпиева.
Балерина является заслуженной артисткой Казахстана. Альпиева была примой-балериной ГАТОБа. Молодая актриса из Шымкента Газиза-Таншолпан Тлеубай в прошлом году дебютировала в кино. У девушки очень запоминающаяся внешность — ярко-зеленые глаза и рыжие волосы.
- Солистка группы «Асыл» Акерке Буркитбай.
- Модель Улжан Жазылбекова Модель Айгерим Кожахан, «Мисс Алматы-2013», участница конкурса «Мисс Вселенная 2013».
- Актриса Сая Оразгалиева, ставшая известной после съемках в сериале «Вузеры».
- Участница конкурса «Казак аруы» Аяулым Максутова.
- Бизнес-леди Нургуль Досмухамбетова.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/kaleidoscope/1574009-samye-krasivye-zelenoglazye-golubo/
Какой разрез глаз у казахов?
Азиатский разрез глаз Азиатский разрез глаз — особенности монголоидного типа глаз, характеризующиеся узким разрезом глазной щели, сглаженностью или отсутствием супраорбитальных складок верхнего века и наличием эпикантуса — кожных складок во внутренних уголках глаз.
- Также в отличие от европейского азиатский разрез глаз имеет мелкие орбиты, толстую кожу век, излишек орбитального жира и более высокое расположение бровей.
- Типичные особенности азиатского разреза глаз являются генетически детерминированными чертами, наследуемыми по аутосомно-доминантному типу.
- Монголоидный (азиатский) разрез глаз характерен для японцев, корейцев, китайцев, вьетнамцев, уйгуров, казахов и представителей других восточных народностей.
Первые попытки изменения монголоидного разреза глаз предпринимались в странах Азии еще в конце XVIII века. Эти процедуры получили народное название «сангапури», выполнялись непрофессиональными лекарями на дому и заключались в прошивании мягких тканей века насквозь и их сдавливании нитями, обычно в трех участках.
Незнание анатомических и физиологических особенностей, несоблюдение асептики и антисептики, грубое травмирование тканей приводили к неэстетичному и недолговременному результату. Возможность оперативного изменения азиатского разреза глаз впервые была предложена хирургом из Японии Mikamo в 1896 году, когда «страна восходящего солнца» начала вести активную торговлю с Западом.
Широко операции по коррекции формы азиатских (монголоидных) глаз стали проводиться уже после II мировой войны в связи с большим потоком иммиграции из азиатских стран. С тех пор операции по коррекции азиатского разреза глаз пользуются популярностью не только среди женщин, но и среди мужчин.
Как называют казахских женщин?
В статье приводятся некоторые сведения средневековых исторических источников о казахских женщинах, живших при дворах правителей соседних государств. В большинстве своем они, являясь представительницей казахской правящей элиты, оказались там в результате династического брака.
- Автор обращает внимание на то, что в источниках в основном приводятся не личные имена женщин, а их лакабы или тахаллусы (прозвища или псевдонимы).
- Часто их просто называли – «Казах-ханым».
- Казахские женщины были не только верными спутниками жизни своих мужей и матерями их детей.
- Некоторые из них занимали высокое положение в государстве и участвовали в его политической (в том числе международной) и общественной жизни.
Такими женщинами были Михр-султан-ханым в Шибанидском государстве, Чучук-ханым в Могульском госудастве. В современном обществе существует достаточно устойчивый стереотип об очень скромной роли женщины в средневековом мусульманском мире. Считается, что ее роль ограничивалась только обязанностями хранительницы очага, т.к.
ислам налагал запрет на участие женщин в общественной жизни.Этот стереотип относится также к казахским женщинам средневековья. Однако исторический материал показывает, что данное мнение верно только отчасти. Средневековые исторические источники донесли до нас имена нескольких казахских женщин, которые оставили свой след в истории соседних тюркских государств XV–XVII вв.
В этой работе мы намерены дать некоторые сведения о казахских женщинах, которые оказались при дворах иностранных правителей и сыграли определенную роль в истории этих государств.К сожалению, собственные имена многих из них неизвестны, т.к. в позднесредневековых персоязычных (основных по этому периоду истории Казахстана) сочинениях приводится в большинстве своем не личное имя женщины (Исм), а ее лакаб или тахаллус– прозвище или псевдоним.
- В отличие от тюркоязычных историков средневековья у таджикско-персидских и таджикоязычных тюркских авторов разных мемуаров и исторических хроник, как указывал А.А.
- Семенов, «имена матерей, сестер и теток были вообще не в почете».
- В связи с этим, он приводит примечательное следующее сообщение Мирзы Шемса Бухари (XIX в.): «У нас,
вообще избегают называть женщин по имени; я не знаю даже имени сестры моей, бывшей в замужестве за Мир-Хусейном (сына эмира Хайдара)», В исторических источниках сохранились сведения о нескольких казахских женщинах,оказавшихся в Средней Азии. Одной из первых казашек, сыгравших заметную роль в жизни в государства Шибанидов, была Михр-Султан-ханым – дочь Бурундук-хана, верховного правителя Казахского ханства конца XV – начала XVI века.
Из нескольких средневековых исторических сочинений («Таварих-и гузида-йи нусрат-наме», «Шейбани-наме», «Бахр ал-асрар») известно, что в середине 90-х гг. XV века Бурундук-ханвыдал двоих своих дочерей замуж за шибанидских султанов (I). Одна из них стала женой Мухаммед Тимур-султана, старшего сына основателя государства Шибанидов Мухаммед Шейбани-хана,
Именно к ней в Самарканд, как предполагают исследователи, и ушел в конце своей жизни Бурундук-хан,
Как можно назвать парня ласково на казахском?
Библиографическая ссылка на статью: // Филология и литературоведение.2011. № 3, URL: https://philology.snauka.ru/2011/12/59 (дата обращения: 02.06.2022). Вопрос сопоставления казахского и русского языков поднимался в ряде исследований, среди которых особо необходимо отметить работы Х.Х.
Махмудова, В.А. Исенгалиевой, Х.М. Сайкиева, Д. Турсунова, К. Ищанова, Т. Парменовой и др. Сопоставительное исследование лексического состава двух не родственных между собой языков – казахского и русского – это исследование лексики одного языка в зеркале другой языковой картины мира. Такое исследование углубляет знание каждого из языков и позволяет узнать духовный мир народов.
Решение этой проблемы – познания «иной» картины мира сквозь восприятие «своей» – осуществляется в программе 6 класса по литературе (исследование мифологической и фольклорной картин мира у разных народов) и при изучении лексического строя казахского и русского языков.
Сопоставляемые языки – казахский и русский – относятся к различным языковым семьям. Казахский язык – язык агглютинативный, принадлежащий к тюркской семье, русский язык по образованию – язык флективный, принадлежит к славянской семье. Одно это говорит о наличии расхождений в упомянутых языках. Однако в этих языковых культурах можно установить и точки соприкосновения – точки, в которых языки испытывают взаимовлияние.
Каждое лингвокультурное общество по-своему видит и отражает в языке окружающий мир. Об одном и том же явлении действительности у одного народа может быть одно понятие, обозначаемое одним словом, в то время как у другого народа имеются более узкие понятия о разновидностях этого явления, его частях, обозначаемых отдельными лексическими единицами.
Примером того может послужить «сестра» в русском языке и ее казахские соответствия – «апа», «эпке» (старшая сестра), «сiнлi» (младшая сестра в отношении старшей сестры), «карындас» (младшая сестра в отношении старшего брата). Настоящее исследование посвящено описанию обращения в казахском и русском языках.
Обращение в русском языке к маленькому ребенку – «солнышко (ты мое)». Рассмотрим его подробнее. Для русского народа солнце – основа, суть самого ценного, высокого, прекрасного, жизненно необходимого, т.е. источник жизни. Ср.: «солнце юности в зените», «солнце жизни моей».
Для казахского языка такое обращение не характерно. Почему? Да потому что для кочевников солнце не всегда «теплое», «ласковое» и «жизнеутверждающее». Чаще всего оно враждебно настроено по отношению к одинокому всаднику среди бескрайней степи, оно обжигает, является причиной жажды и нестерпимой жары. Ср: «Кун жедi» – «солнце съело, припекло»; «кун шакты» – «солнце укусило, кольнуло»; «баска кун туу» – «постигло горе, несчастье»,
Такое отношение к солнцу вызвано кочевой культурой казахов, целый день с восхода до заката пасущих неисчислимые стада, а также самим климатом Казахстана с его суровой зимой и знойным летом. Что касается ласковых обращений, то в казахском языке их достаточно много.
Как выразить слова соболезнования на казахском языке?
Казахские исламские традиции как важная составляющая в формировании иммунитета к деструктивной идеологии Автор: Смагулов Талгат Буланбаевич Теолог-консультант общественного фонда «Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Акниет» Город: Астана С приходом независимости в Казахстан, к нам потянулись разного толка проповедники и миссионеры.
В период формирования Казахстана как независимой страны, подобные деятели воспользовались гостеприимством казахского народа, а также их уважением и почитанием религии ислам. Но вместе с религиозными понятиями, харизматичные миссионеры, вместе с чуждой нам культурой и бытом других народов внесли в наши края опасные и пагубные идеи.
Подчас эти идеи идут вразрез с культурой и образом жизни казахского этноса и современным укладом государства Казахстан. Подобная практика может стать причиной надлома одной из опор государственности, которая, как известно, держится на трех основных столпах: идеология, культура, история.
- Утрата одной из опор, неизбежно приведет к неминуемому упадку.
- Сегодня мы являемся свидетелями того, что результатом дискредитации и подрыва авторитета традиционной религиозности казахского народа, в обществе появилась категория людей, посягающих на государственность Казахстана, а также на его самобытность и ментальность.
Доказательством этого является то, что мы были свидетелями, как под лозунгом «борьба с тагутом и идолопоклонством» совершались террористические акты против граждан Казахстана. Для того чтобы противостоять подобной подрывной деятельности и оградить общество от экстремистских проявлений необходимо тщательно изучить и исследовать причину появления подобного противостояния, увидеть ее очаги и найти рычаги воздействия для решения данных проблем.
- Основной толкающей силой экстремизма является несогласие сторонников крайних воззрений с недостаточной, по их мнению, религиозностью страны, а также их шариатская безграмотность и непросвещенность в вопросах исламского права.
- Последние научные наблюдения и исследования различных форм экстремизма и терроризма показывают, что одним из наиболее эффективных методов противостоянию им, является возрождение и популяризация традиционного ислама казахов путем исследования и оживления культуры, традиций, обрядов национального этноса.
Возможно, это покажется кому-то неоригинально и примитивно, но это действительно может привести к оздоровлению и блокированию экстремизма в регионе в любых его проявлениях. Главный довод в пользу этого, то, что приверженцы экстремистских взглядов прямо или косвенно ведут подрыв авторитетности укрепившегося традиционного ислама из страха потерять свое влияние на умы и сознание своих последователей.
Какое оружие было у казахов?
Казахское традиционное оружие — условно можно разделить на следующие группы; оружие дальнего боя — лук со стрелами и колчаном (садақ); среднего боя — пика, копье (найза); ударно-рубящее — секира (айбалта), дубина (сойыл), булава (шоқпар); рубяще-колтощее — сабля (қылыш, семсер, жекеауыз), кинжал (қанжар).