Адаптация к школьным занятиям

Сентябрьские заботы каждого школьного психолога включают в себя очень важный пункт – заботу об адаптации учеников. Помимо первоклассников (о которых не забывают ни учителя, ни мамы с папами, ни бабушки и даже дедушки, которые на сентябрьское время берут отпуска, отгулы и трепетно водят данную категорию детей в школу, а некоторые даже ждут маленьких чад у дверей  школы) есть ещё и пятиклассники. Эти в школе не совсем новички. Но переход из начальной школы в общую часто сопровождается своими трудностями.

Диагностика пятиклассников – важное и необходимое ежегодное действо. Помимо цветового теста Люшера, который мне подскажет эмоциональную окраску состояния ребёнка  и уровень утомляемости (эту методику я использую и для первоклассников),  всегда провожу диагностику  школьной тревожности – здесь я могу увидеть опасения и тревоги каждого пятиклассника и класса в целом.

Третья техника – это созданная мною методика по исследованию  эмоционального отношения к учебным предметам, целью которой  является профилактика возможных конфликтов между детьми и учителями и выяснение, какие предметы в первые сентябрьские дни вызывают наибольшее эмоциональное напряжение.

Особая забота – изучение социальной обстановки, выяснение кому трудно найти общий язык со своими одноклассниками.  В дальнейшем совместно с классным руководителем происходит разработка социальной траектории каждого ученика, включение в социум класса тех, кому трудновато.

Самой неожиданной методикой для пятиклассников считаю «Тест незаконченных предложений», в который включена лишь одна фраза: «Пятый класс для меня…» - пиши что хочешь, всё будет хорошо и правильно, здесь я могу увидеть, какова проблема обучающегося, иногда бывают такие откровения, которые дают возможность сразу же оказать психологическую помощь подростку. 

Особенностью 5 классов нынешнего года является то, что из трёх 4 классов получилось два 5 класса. Некоторые обучающиеся попали в новый класс и им (конечно же не всем, а только некоторым) нужно больше времени для адаптации.

Аналогичное тестирование было проведено в первой половине сентября не только в 5 классах, но и в 6 классах. Их показатели сравниваются с прошлогодними и выявляются зоны тревоги и неблагополучия.