Казаки-малороссы Основными чертами их облика является средний рост, более смуглая пигментация кожи, темные волосы, круглая голова, короткий или толстый нос с горбинкой, жгучие глаза, нависший лоб, длинные ноги, короткий стан.
Какие фамилии были у казаков?
Фамилии казачьи, происходящие от географических названий, преимущественно городов, городков и станиц (Богаевский, Букановский, Каргальск(ий)ов, Кундрюцков, Терновсков, Хоперский, Кумшацков, Богучарсков, Самарин, Короченцов и т.
Какой характер у казаков?
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.
Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость.
С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество.
Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ. Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка.
Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы: 1.
- Уважительное отношение к старшим.2.
- Безмерное почитание гостя.3.
- Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
- Казак и родители Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери.
- Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.
Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду. На крестного отца возлагалась главной обязанностью подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца.
Какой национальности были казаки?
Не следует путать с Казаками — украинской мужской танцевальной группой. Каза́ки́ ( др.-рус. коза́къ ; укр. козаки́ ; польск. kozacy — предположительно от тюркского слова, значившего «удалец, вольный человек» ) — этносословная и субэтническая группа русских и других восточнославянских народов, По некоторым оценкам — народ, Принято считать, что в основе субэтноса в России преобладали русские,
- Также в формировании некоторых войск участвовали украинцы (потомки запорожцев составили основу черноморцев на Кубани, в значительно меньшей степени участвовали в формировании кубанских линейцев, донских, оренбургских и сибирских казаков).
- Кроме того, в сословие казаков входили группы белорусов, южных славян, греков, татар, мордвы-эрзи, башкир, калмыков, бурят, осетин и других народов.
Отдельные группы казаков сохраняли обособленность, особенности языка и культуры, этническое самосознание, Казаки в сословном отношении делились на сельских обывателей, дворян, купцов (т.н. «торговые казаки», ( укр. чумаки )) и казачье духовенство, До конца XVII века в Русском царстве также существовали особые категории служилых людей — беломестные казаки и городовые казаки, до конца XIX века — станичные казаки, до 1920 года — сибирские городовые казаки, а в Речи Посполитой были надворные казаки, реестровые казаки, охочекомонные казаки и лисовчики,
- Широко распространена точка зрения на казаков как на «особый субэтнос, впоследствии ставший этносом », высказанная Л.Н.
- Гумилёвым,
- Такую точку зрения поддерживает ряд российских этнологов и антропологов,
- Однако вопрос этноидентификации казаков является наиболее дискуссионным и вызывает самые противоречивые оценки историков и этнографов, которые указывают на различное этническое происхождение казаков, несмотря на распространённое мнение об их этнической общности,
Антропологический анализ казаков не позволяет вести речь об их едином этнографическом происхождении, поскольку в казачьей среде не всегда прослеживается некая особая антропологическая общность — ни смешанная, ни переходная,
Что нужно сделать чтобы стать казаком?
Что нужно сделать, чтобы попасть в ряды казаков? Родиться в семье представителя этого общества, либо же по собственному желанию через обряд? Участники «Историко-литературной экспедиции «Приморье: книга памяти» решили подробнее узнать о процессе принятия в казаки, сообщает ИА PrimaMedia.
Стать казаком можно двумя путями — либо человек казак от рождения, то есть в его поколении есть представители этого общества, либо пройти обряд верстания — принять присягу. — В первом случае ты сразу становишься полноправным членом казачьего общества. Во втором необходимо выдержать испытательный срок.
Обычно он длится один год, но может быть и увеличен. Если кандидат в казаки зарекомендовал себя как надежного и порядочного человека, на которого соратники могут положиться, то происходит обряд верстания, после которого он становится полноправным членом казачьего войска, — прокомментировал Казак Уссурийской станицы уссурийского казачьего войска Сергей Ковтун.
Обряд верстания это не только прочтение присяги. Когда человек только решил стать казаком, к нему приставляется поручитель. Он обязан изучить с кандидатом за время испытательного срока обычаи, традиции, особенности культуры и быта, основы православного вероисповедания, кодекс чести и правовые обязанности.
— Перед верстанием с кандидатом проводится собеседование. Его проводит совет старейшин и члены правления. После заключения совета наставники представляют его на так называемом кругу, спрашивая одобрения. То есть готовы ли старейшины и члены правления принять человека в казачье общество.
И они должны проголосовать. Если более 2/3 членов круга проголосовали положительно, то кандидат считается поверстанным. После этого в присутствии священника новый казак принимает присягу на верность отечеству, казачеству и православной вере, — отмечает уссурийский казак. Новоиспеченный должен поцеловать крест с распятием, опуститься на левое колено и поцеловать шашку.
По завершении всех процедур атаман объявляет, что с этой минуты человек является казаком и обладает всеми правами и обязанностями. После обряда поверстанному казаку вручается грамота с подписью атамана, заверенная печатью. Напомним, что проект «Историко-литературная экспедиция «Приморье: книга памяти» реализуется за счет средств субсидии из краевого бюджета, предоставленной по итогам конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций в Приморском крае в целях предоставления им субсидий на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией общественно значимых проектов.
Какая национальность у донских казаков?
О чем рассказали гены — Исследование показало, что генетически донские казаки сходны с нанесением Южных областей России и Украины. В целом казачий генофонд неотличим от восточных славян. Наибольшая доля точных совпадений с гаплотипами казаков в 8% обнаружена в южнорусской популяции.6% генетического сходства прослеживается с населением Центральной России.
Самые большие потоки переселения шли с территории современных Воронежской, Курской, Орловской, Белгородской областей. Исследование показало, что население северных регионов России практически не принимало участия в формировании донских казаков. Выявлено небольшое влияние ногайских татар, которое вызвано смешанными браками и вхождением ряда татарских родов в состав войска донского.
Народы Кавказа – за исключением черкесов, генетически не связаны с донцами. Сходство с черкесами незначительно и связано с общим потоком генов между Восточной Европой и Кавказом. Полученный результат подтверждает гипотезу миграции предков казаков из Центральной и Восточной России на Дон.
На каком языке говорят казаки?
Общеизвестно, что на речевое развитие оказывают значительное влияние экстралингвистические факторы. Что касается украинской языковой действительности последнего полтысячелетия, то на ней, естественно, не мог не сказаться такой социально-исторический феномен, как казачество.
С ним связан, прежде всего, процесс обогащения и становления лексической системы общенародного украинского языка. Реалии казацкой жизни особенно ощутимое влияние оказали на формирование украинского военного лексикона. Именно благодаря военному искусству казаков в нашем языке утвердились такие слова и словосочетания преимущественно терминологического употребления, как: битва, бойница, булава, бунчук, галера, пушка, канонир гаковница, гетман, джура, довбыш, кошевой, огниво, шалаш, атаман, лава, литавры, мушкет, наказной атаман, обозный, есаул, пернач, пищалей, чайка, сабля и др.
Конечно, значительная часть их теперь перешла в разряд историзмов. Заметный отпечаток наложило казачество на украинский ономастикон, в частности на украинскую топонимику. Почти во всех своих областях Украина имеет собственные географические названия (населенные пункты, реки, потоки, урочища и т.д.), которые семантически связанные с этим историческим явлением.
К таким топонимам следует отнести названия: населённых пунктов — Атаманське (Сумщина), Бунчуковка, Гармашивка (Луганщина), Гетьмановка, Козачка, Казачьи Майданы, Полковая Никитовка, Хорунжий (Харьковщина), Гетманка (Полтавщина), Запорожская Балка, Казачий Гай (Днепропетровская область), Казацкая Балка (Кировоград), Казачий Яр (Одесская область), Полковое (Донецкая область); рек — Козак, Кошевая (Херсон), Казачья (Сумщина), Козачанка (Черкасская область); балок — Запорожская, Казачество (Донецкая область), Кошевая (Луганская, Херсонская); потоков — Казаки (Черновицкой), Казацкий (Закарпатье, Львовщина, Ивано-Франковская область); оврагов — Запорожский, Казацкий (Донецкая область); урочищ — Казацкий Терновник (Запорожье) и т.п.
Гармаш. Это слово — неотъемлемая часть военной лексики. Немало собственных географических названий, возникших во времена казачества, находим среди микротопонимов, распространенных на территории бывших Запорожских Вольностей. Особенно много их в Самарских плавнях и в затопленном Каховским водохранилищем Большом Луге (Бандура, Богуш, Лободиха, Новая Сисина, Павлюк, Скарбная, Сухая, Сабельная, Тарас, Хмельницкая, Шавулиха, Шахова — протоки; Богунова, Заклятое, Канциберивское, Радут, Царьград, Шахивське — озера; Васирюнський, Заклятый, Тарасовский — лиманы; Варавин, Казацкий, Никитинский, Сечь, Скалозуб, Сокровище — острова; Никитин, Палиивщина, Сиркивка, Тарасово Гульбище — местности).
Как приветствуют казаки?
Утром говорили «Здорово, ночевал», днем «Здорово дневал», а вечером «Здорово вечерял». Другие были универсальны и звучали в любое время: ‘Здорово, брат казак!», «Здорово бывал», «Здорово, живешь», ‘Здорово поживал», «Здорово, был», «Здорово, бывал», «Здоровеньки булы» и в ответ чаще всего звучало: «Слава Богу».
Как правильно обращаться к казакам?
Отношение к женщине — Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения (священного писания).
- «Не муж для жены, а жена для мужа».
- «Да убоится жена мужа».
- При этом придерживались вековых устоев – мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина – в мужские.
- Обязанности были строго регламентированы самой жизнью.
- Кто и что в семье должен делать – четко разделено.
- Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами.
Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела. Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа. Характерный пример защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко.
В 1914 году, утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие – старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженную в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю.
Один из офицеров, известный на весь полк по фамилии Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал казак и срубил его. Такие были казаки, так свято чтили свои обычаи. Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера.
- За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.
- В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости.
- Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке.
Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта.
- Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.
- Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора, станицы.
- За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят».
Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.
Чем занимаются казаки в наше время?
Казаки создают какие-то военизированные организации. Это вообще законно? — Коротко. Нет. По закону казаки могут служить в обычных органах государственной власти, в том числе в их военных подразделениях (в армии, в Росгвардии, в пограничной охране). Они также могут помогать в охране общественного порядка, лесов, рек и так далее. Собственных военизированных организаций они создавать не вправе. Порядок службы определяют госорганы — как правило региональные власти и силовые министерства. И тут могут быть сюрпризы. Казаков уже привлекали к отлову скрывающихся призывников, к конфискации контрафактных товаров на рынках и так далее. По закону от 2005 года для казаков на службе действует «приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты». Однако многие чиновники считают, что казаки — удобный инструмент для обхода ограничений, накладываемых на правоохранительные органы. «То, что нельзя вам — казаку можно», — объяснял полицейским в 2012-м выгоду от кооперации с казаками Александр Ткачев, тогда — губернатор Краснодарского края. Двумя годами позже казаки избили участниц группы Pussy Riot в олимпийском Сочи (как раз в Краснодарском крае). Казаки избежали уголовной ответственности, В мае 2018 года люди в форме казаков разогнали митинг «Он нам не царь» на Пушкинской площади в Москве. Казаки, хлеставшие участников митинга нагайками, имели нашивки реестрового «Центрального казачьего войска». Войско объяснило участие своих членов в разгоне митинга тем, что они случайно проходили мимо — и «высказали свою гражданскую позицию, направленную на недопущение насильственного захвата власти».
Какие фамилии у запорожских казаков?
Кошевые атаманы Запорожской Сечи
Го 1659ды атаманства | Имя Фамилия | Годы жизни |
---|---|---|
1509 — 1512 | Евстафий Дашкевич | 1472 — 1535 |
1552 — 1563 | Дмитрий Вишневецкий | 1516 — 1563 |
1563 — 1573 | Самойло Кошка | 1530 — 1602 |
1569 — 1570 | Михаил Вишневецкий | 1529 — 1584 |
Какая вера была у казаков?
Большую часть терского казачества составляли православные христиане. Наиболее значительными религиозными праздниками у казаков были Рождество Христово, Пасха и престольные праздники. В аграрно-календарных праздниках (Святки, Масленица) отразились следы дохристианских верований.
Каким должен быть настоящий казак?
М По мнению Тараса Бульбы настоящего казака не должны заботить простые житейские дела, как: семья, учеба, работа. Казак должен обладать прытью, ловкостью, воинственным духом, иметь представление о товариществе и братстве по духу. Настоящий казак должен воевать за свою веру, защищать свою народность. Казак должен быть бесстрашным, обладать боевым духом, силой и отвагой.
Почему хаты у казаков были белого цвета?
Белый цвет у донских казаков считался символом чистоты и красоты. Впрочем, белили известью свои дома не только #донские казаки – но и кубанские и украинские. А ещё белили известью деревянные постройки староверы, чтобы дерево не портилось.
Какие фамилии у запорожских казаков?
Кошевые атаманы Запорожской Сечи
Го 1659ды атаманства | Имя Фамилия | Годы жизни |
---|---|---|
1509 — 1512 | Евстафий Дашкевич | 1472 — 1535 |
1552 — 1563 | Дмитрий Вишневецкий | 1516 — 1563 |
1563 — 1573 | Самойло Кошка | 1530 — 1602 |
1569 — 1570 | Михаил Вишневецкий | 1529 — 1584 |
Что означает фамилия Алтухов?
Содержание Алтухо́в — русская фамилия ; имеет женскую форму Алтухова. Происходит от греческого имени Евтихий и его просторечной формы Алтух.
В чем разница между донскими и запорожскими казаками?
А запорожские казаки и донские — это одно и то же? — Коротко. Нет, но это близкие группы. Это разные группы казаков, которые появились в исторических источниках примерно в одно время — в XV-XVI веках. Они имели похожий уклад и жили неподалеку друг от друга. Запорожцы — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России. В первые несколько столетий истории казачества запорожцы на Украине и донцы в Приазовье были очень близки, даже несмотря на то, что они жили в разных государствах. Донцы нанимались на службу русским царям, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой. Присоединились к Российской империи донские и запорожские казаки также почти одновременно в конце XVII века. На Украине казаки присоединились к России даже чуть раньше, чем на Дону. Переяславская рада во главе с гетманом Богданом Хмельницким приняла решение об объединении с Россией в 1654 году, Донское войско было самостоятельным до 1671-го. Однако после смерти Хмельницкого началась гражданская война с участием Речи Посполитой, России и Крымского ханства. «Гетманство» раскололось на две части — левобережную Украину в составе России и правобережное княжество Русское в составе Речи Посполитой. В 1659 году 16 тысяч казаков участвовали в разгроме русской армии татарским войском под Конотопом (при этом в русской армии также были казаки). В 1662-м под Каневым уже русская армия разбила польско-татарское войско и их союзников — 14 тысяч казаков. Только в 1689-м Речь Посполитая признала утрату Киева и Запорожья. В 1708 году во время Северной войны России и Швеции гетман Иван Мазепа перешел на сторону шведов. В 1709 году
Предыдущая запись
Сколько Км От Днр До Ростова?
Следующая запись
Сколько Ехать С Ростова До Днр?