• +7 (47344) 4-71-74
Панино, Советская ул, 17
Красиво писать – красоту творить
02 Октября 2019 в 20:32

В 2019-2020 учебном году наша школа вошла в опробацию инновационного учебно-методического комплекта на основе прогрессивной технологии обучения каллиграфическому письму обучающихся, разработанного коллективом авторов с более чем десятилетним опытом создания и апробации технологии обучения каллиграфии в 1-х классах под руководством Сувориной Елены Александровны, кандидата философских наук, доцента кафедры педагогики и научных основ управления школой, члена Общественного совета Министерства образования Тверской области, автора автодидактической технологии обучения каллиграфии букв и цифр в начальной школе. Учитель начальной школы Тимофеева Татьяна Михайловна обучает данной технологии 26 учеников своего 1Б класса.

Обучение каллиграфическому письму актуально и по сей день, несмотря на тотальное распространение компьютерных технологий. Формирование навыка красивого письма – это не просто приятный бонус к овладению нормами русского языка. Это процесс, который может способствовать достижению учащимися младшей школы ряда метапредметных результатов:

1. Анализ, синтез, классификация. У детей вырабатывается способность выявлять сходные элементы в разных буквах, группировать их, составлять из них новые буквы.

2. Выстраивание связей между вербальной и невербальной информацией. Школьники сопоставляют буквы с рисунками, ищут аналоги буквенных элементов в материальных объектах.

3. Моделирование, сравнение с эталоном. Учащиеся младших классов учатся доводить до совершенства собственные навыки письма.

Кроме того, этот процесс решает задачу эстетического воспитания, способствует выработке столь важных качеств, как аккуратность и усидчивость, развивает глазомер и пространственное воображение.

УМК по каллиграфии способствует комплексному развитию младших школьников в рамках одного учебного предмета. Каждый урок включает не просто отработку написания букв по образцу, данному учителем. Он предполагает выявление составных элементов букв, их анализ, выстраивание ассоциаций и предлагает поэтапное освоение методики написания каждой из них.

Такие занятия не вызывают у детей скуки. Напротив, они воспринимаются как захватывающие путешествия, на финише которых обучающихся ждут маленькие победы. Это обеспечивает внутреннюю мотивацию, что способствует более эффективному освоению каллиграфического письма.

Учебное пособие соответствует требованиям ФГОС НОО. Разработано на основе инновационной автодидактической технологии обучения безошибочному письму букв и цифр (АТОК). Состоит из двух частей: Часть 1. «Готовимся к письму букв» - добуквенный период (20 занятий) и Часть 2. «Моя каллиграфия: папка образцов» – буквенный период (65 двухсторонних карточек).

Обучаясь по прописям, ребенок сначала открывает для себя общие правила письма, а затем применяет эти правила для создания собственного способа красивого и правильного написания новой буквы. Такой развивающий тип учения (по П.Я. Гальперину) формирует не только каллиграфический почерк, но и развивает базовые рефлексивные способности ребенка, необходимые для успешной учебной деятельности в целом. Сказочные персонажи и игровой характер заданий Прописей помогают ребенку с интересом включиться в сложный процесс письма и облегчают адаптацию первоклассника к учебной деятельности.

             В сентябре педагогом-психологом Гальцевой Н.Ф. была проведена первичная (входная) диагностика готовности первоклассников к обучению в школе, включающая  исследование моторной готовности. По результатам тестирования 10 (38,46%) обучающихся 1Б, участников апробации, имеют высокий уровень, а 16 (61,54%) учеников имеют средний уровень готовности к овладению письмом.

Хочется надеяться на то, что девизом каждого участника данного проекта станут слова: «Красиво писать – красоту творить».