• +7 (47344) 4-71-74
Панино, Советская ул, 17

Служба школьной медиации

 

УВАЖАЕМЫЕ  РОДИТЕЛИ,  УЧАЩИЕСЯ, УЧИТЕЛЯ! 

В  ШКОЛЕ  РАБОТАЕТ  

СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Служба школьной медиации является социальной службой, действующей в школе на основе добровольческих усилий специалистов, педагогов, учащихся.

Целью деятельности службы является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

Задачами деятельности службы школьной медиации являются:

1     Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.

2    Обучение школьников методам урегулирования конфликтов.

Состав службы школьной медиации:

1.     Балбекова Людмила Евгеньевна – куратор службы школьной медиации.
2.     Гостева Наталия Александровна – медиатор, учитель-логопед.
3.     Гальцева Нина Федоровна - медиатор, педагог-психолог.
4.     Белошникова Наталия Викторовна – медиатор, социальный педагог
5.     Королева Светлана Николаевна - медиатор, учитель немецкого языка.
6.     Чернова Алина – обучающаяся-волонтер.
7.     Чувикова Мария - обучающаяся-волонтер.
8.     Арапов Илья - обучающийся-волонтер.
9.     Поздоровкин Никита - обучающийся-волонтер.
10.   Филиппов Иван - обучающийся-волонтер.
11.   Савинов Максим - обучающийся-волонтер.

  Школа - это маленькая часть общества, которая включает много людей: родителей, педагогов, учащихся, и от каждого зависит, каким это общество будет. А если смотреть глубже и дальше, то из детей, которые выйдут из школы, будет складываться наше общество в целом.

       Безопасность в школе,  прежде всего, зависит от взрослых, ведь именно они  своими поступками  и отношением к жизни учат нас, какими нам быть. Воспитывая своего ребенка, родители должны сформировать у него позитивное отношение к жизни, умение уважать мнение и чувства других людей, умение прощать, быть терпимым к разным людям, разумно разрешать конфликты, договариваться, а самое главное, быть добрым, дружелюбным, отзывчивым.

      Педагоги должны культивировать добрые отношения между детьми, стараться разрешать конфликтные ситуации путем объяснений и договоренностей. Строить дружеские отношения со своими коллегами, родителями, детьми.

     Учащиеся, особенно старших классов, должны стремиться  разумно, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, помогать младшим.

     Безопасность в школе - это уверенность, спокойствие, отсутствие страха за свою жизнь, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в школьном коллективе, помощь и забота старших учащихся о младших, взаимопонимание между взрослыми и детьми.

     Безопасность в школе – это когда родители спокойны за своего ребенка, уверены, что ему ничего не угрожает.

     Именно так  мы, медиаторы школьной службы медиации, видим безопасность в нашей школе. И от каждого из нас зависит, какой она будет. Это, наверное, трудно, но все вместе, каждый  своим личным примером может сделать нашу школу безопасной.

Принципы деятельности службы:

  • Ø Принцип добровольности, предполагающий добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

  • Ø Принцип согласия сторон, вовлеченных в примирительную программу. Основанием для начала работы может быть письменное заявление учителя, родителей или учащихся школы.

  • Ø Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программы сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

  • Ø Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

Школьная служба примирения как команда взрослых  и обучающихся стремится:

  • Ø При конфликте перевести общение в русло конструктивной коммуникации (рационального, разумного общения).

  • Ø Реализовать совместную деятельность (детей и взрослых) по улучшению школы как элемента самоуправления, перестраивающей существующий тип управления.

  • Ø Включить подростков  во взрослую деятельность: участие в значимом для образования России инновационном проекте.

  • Ø Строить процесс воспитания на основе коммуникации и взаимопонимания, обращаться к таким ценностям как справедливость и ответственность.

  • Ø Дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений, разрешить ситуацию конструктивным способом.

  • Ø Снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.

Примирительные программы проводятся на основании письменного соглашения о проведении процедуры медиации, в нем содержатся сведения о предмете спора, медиаторе, о порядке проведения процедуры медиации, расходах, о сроках проведения медиации.

Результатом медиации становится письменноемедиативное соглашение, в котором содержатся сведения о предмете спора, медиаторе, проведенной  процедуре медиации, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципа добровольности и добросовестности сторон.

Восстановительная медиация осуществляется с помощьюпримирительных программ, которые выбираются медиаторами, исходя из причины конфликта.

Программа примирения жертвы и обидчика (встреча по заглаживанию вреда)

Применяется, когда есть криминальная ситуация и стороны признают свое участие в ней. Такая программа может задействовать большой спектр ситуаций: кражи, конфликты, хулиганство, вымогательство, вандализм, грабежи, угоны. Встречи жертвы и правонарушителя «лицом к лицу» направлены на создание условий преодолений последствий конфликта силами самих участников криминальной ситуации. Такая программа проводится, при условии, что обидчик признает свою ответственность  за случившееся и хочет исправить ситуацию.

Медиатор помогает достичь взаимопонимания, разобраться с причинами, вызвавшими данную ситуацию, помогает выразить чувства, способствует принятию разумного решения конфликта.

Программа примирения в семье

При реализации данной программы акцент делается на изменение разрушительных для семьи отношений, взаимодействие ее членов и создание диалога. Такие программы особенно необходимы, поскольку именно в особенностях семьи и отношений в ней нередко заложены причины криминальной активности подростка.

Школьная и общественная конференции

Это более массовые программы примирения. Они необходимы тогда, когда ситуация затронула достаточно большое количество участников, и они испытывают потребность в нормализации отношений между ними. Сторонами конференции выступает группы людей или человек и группа. Стандартной ситуацией для проведения общественных или школьных конференций является решение вопросов, связанных с систематическим срывом занятий или прогулами. Такие конференции помогают также при разрешении затяжных конфликтов между классами, или обучающимся и классом, учителем и классом.

Задача медиатора помочь понять участникам конфликта, что нет «жертв» и «законченных отморозков», а есть люди, которые не поняли друг друга и не знают, как конструктивно изменить ситуацию.

Семейная конференция

Программа включает в себя совместные действия семьи и ребенка по принятию ответственности за выход из криминальной ситуации и изменению поведения ребенка. Обучающимся не обязательно полностью возмещать причиненный ущерб. Важно, чтобы они приняли на себя ответственность. Кроме, того частично могут помочь и родители.

«Круги заботы»

Одна из самых сложных программ примирения. Такие круги проводятся в случаях, когда фактически разрушена или отсутствует семья. В этой ситуации необходимо создать эквивалент первичной социальной среды.

Восстановительная медиация– это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

Процедура медиации– способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, осуществляется на основании обращения учащихся, родителей или педагога (личного обращения к медиаторам или через почту).

План работы

службы школьной медиации на 2016/2017 учебный год

№ пп

Мероприятия

Целевая группа

Сроки проведения

Ответственный

I. Проведение программ восстановительной медиации

1

Регистрация заявок, поступающих на примирение

-

По мере поступления

Куратор службы, медиаторы

2

По каждому случаю: принятие решения, брать ли случай в работу, какую программу проводить (медиацию, «Круг сообщества», «Семейную конференцию» и т.д.), выбор медиаторов

-

По мере поступления

Куратор службы, медиаторы

3

Сбор информации о ситуации, с которой организуется восстановительная процедура.

-

По мере поступления

Куратор службы, медиаторы

4

Анализ документов

-

По мере поступления

Куратор службы, медиаторы

5

Проведение программ примирения с предоставлением отчетов о проделанной восстановительной работе.

Обратившиеся в СШМ участники образовательного процесса

По мере необходимости

Куратор службы, медиаторы, волонтеры

6

Консультирование законных представителей несовершеннолетних, специалистов, работающих с участниками реализуемых воспитательных программ

Обратившиеся в СШМ участники образовательного процесса

По мере необходимости

Куратор службы, медиаторы

7

Обсуждение проведенных восстановительных программ

СШМ

май

Куратор службы, медиаторы, волонтеры

II. Проведение профилактической работы

1

Анкетирование родителей, педагогов, учащихся с целью анализа конфликтности в школе

участники образовательного процесса

Сентябрь

Куратор службы, медиаторы, волонтеры

2

Круглый стол «Зачем нужна медиация»

Обучающиеся 8-11 классов

Сентябрь-октябрь

Куратор службы, медиаторы, волонтеры

3

Тематические классные часы: «Давайте дружить народами»; «Возьмемся за руки, друзья»; «Нам надо лучше знать друг друга»; «Приемы эффективного общения»; «Все мы разные, но все мы заслуживаем счастья»; «Общение без конфликтов»;  «Богатое многообразие мировых культур»; «Толерантность и межнациональные конфликты. Как они связаны?»; «Мы жители – многонациональной страны!»; «Что значит жить в мире с собой и другими?»; «Мы против насилия и экстремизма»; «Наша истинная национальность – человек»; «Расскажи о своем друге»; «Понятие конфликта. Как возникают конфликты. Первопричины конфликта»

Обучающиеся 1-11 классов

В течение года

Куратор службы, медиаторы, волонтеры, классные руководители

4

Групповые занятия для обучающихся  на тему: «Конфликтные ситуации и способы их преодоления», «Учусь общаться», «Плюсы и минусы конфликта. Технология разрешения конфликта»

Обучающиеся 1-11 классов

В течение года

Куратор службы, медиаторы, волонтеры

5

Познавательный час-презентация на тему: «В мире много доброты»

Обучающиеся 1-4 классов

Октябрь-декабрь

Педагог-психолог

6

Проведение акции «Прояви милосердие»

Обучающиеся 1-11 классов

Март-апрель

Куратор службы, медиаторы, волонтеры, классные руководители

III. Участие в областных мероприятиях (семинары, вебинары и т.д.)

1

Медиация в системе образования: обобщение опыта работы служб школьной медиации»

Медиаторы,

специалисты СШМ

Ноябрь

Куратор службы, медиаторы

2

Областная викторина «Азбука медиации»

Медиаторы,

специалисты СШМ

Октябрь-ноябрь

Куратор службы, медиаторы, волонтеры

3

Конкурс агитбригад служб школьной медиации «Школа- медиация-будущее»

Медиаторы,

специалисты СШМ

Март-апрель

Куратор службы, медиаторы, волонтеры

4

Конкурс инфографики «Медиация в картинках»

Медиаторы,

специалисты СШМ

Май

Куратор службы, медиаторы, волонтеры

5

Участие в вебинарах по теме «Медиация»

Медиаторы,

специалисты СШМ

В течение года

Куратор службы, медиаторы

IV. Проведение информационно-просветительской работы

1

Оформление и обновление стенда «Школьная служба медиации»

Учащиеся, родители, педагоги

2 раза в год

Куратор службы, медиаторы, волонтеры

2

Информационная кампания о работе СШМ

Участники образовательного процесса

постоянно

Куратор службы, медиаторы, волонтеры

3

Разработка «Программы по профилактике конфликтов в школьной среде»

Участники образовательного процесса

Сентябрь-октябрь

Педагог-психолог

4

Выступление на общешкольной родительской конференции «Медиация как способ урегулирования конфликтов»

Родители

октябрь

Куратор службы, медиаторы

5

МО классных руководителей «Медиация как способ урегулирования конфликтов»

Классные руководители

декабрь

Куратор службы, медиаторы

6

Занятия с классными руководителями «Техники, снижающие напряжение» и др.

Классные руководители

В течение года

Педагог-психолог

7

Родительский лекторий «Школьная медиация» как инструмент урегулирования конфликтов в ОО»

Родители

февраль

Куратор службы, медиаторы

8

Разработка:

«Памятки для медиатора»

«Памятки для педагога»

Участники образовательного процесса

В течение года

Куратор службы, медиаторы, волонтеры

9

Мониторинг деятельности СШМ за 2016-2017 учебный год

Куратор службы, медиаторы, волонтеры

май

Куратор службы, медиаторы, волонтеры

10

Отчет о деятельности СШМ за 2016- 2017 учебный год

Участники образовательного процесса

май

Куратор службы, медиаторы, волонтеры

_

Виртуальная газета Службы школьной медиации скачать

О работе службы школьной медиации на 2017-2018 учебный год скачать

Паспорт службы школьной медиации скачать

План работы службы школьной медиации МБОУ Панинская СОШ на 2017-2018 учебный год скачать